Устами авторов

Как я пишу?

Вопрос для меня совершенно привычный, в силу какого-никакого опыта в литературной деятельности. Но, каждый раз, когда слышу его в свой адрес, теряюсь. Во-первых, хочется поделиться чем-то действительно интересным и полезным, а во-вторых, коротко об этом не расскажешь. Сейчас времени у меня предостаточно, поэтому постараюсь наиболее полно проанализировать процесс «сотворения» своего произведения.

Итак, размышления над любым моим произведением (будь то стихи, или проза) начинается с отдельных, совершенно несвязанных друг с другом образов и идей. Доходит до того, что удачно сформулированное предложение или гармонично выстроенный образ (к слову, все это формулируется и выстраивается где-то по дороге в школу) может явиться катализатором в реакции взаимодействия меня и ручки с бумагой. Признаюсь, я даже веду специальный блокнот, в который записываю витиеватые описания, красивые образы, интересные события, которые могут натолкнуть на интересный сюжет.

Первый совет начинающим литераторам: заведите такой блокнот-копилку писательских мыслей. И старайтесь как можно чаще описывать все, что происходит вокруг вас. Первое поможет выйти из тупика при написании текста произведения, а второе – натренирует фантазию.

Кстати, о том, что происходит вокруг меня. Почти все мои произведения основаны на реальных событиях. Но ни в коем случае не стоит думать, что я просто описываю какие-то жизненные ситуации. Совсем нет. Я беру интересную для себя историю, пусть даже самую незначительную и неприметную в бурлящем потоке современной жизни. И на ее основе строю сюжет, представляя образы и уже в процессе написания додумывая дополнительные детали и линии.

Совет второй: замечайте все, что происходит вокруг вас. Даже если это происходит не с вами. Иногда спрашиваю у человека: «Что было интересного сегодня?» Ответ: «Ничего». Но такого не бывает! Не будьте безразличны к жизни. Учитесь не просто смотреть, а видеть.

А теперь – к главному. К процессу написания.

Прежде чем начать писать, я всегда продумываю следующие пункты:

  1. Зачем я это пишу? Что хочу этим сказать?
  2. Тему, а чаще - темы произведения.
  3. Сюжет (он обычно уже давно придуман, я лишь додумываю детали).
  4. Жанр, объём, композицию.
  5. Сколько будет главных героев и их словесные портреты.

  Этот план очень относителен. Редко получается вот так сразу определить все, о чем я сказала. А если и получается, то это точно может измениться в процессе. Но только размышления над этими вопросами во многом помогают добиться конкретики и четче понять, что я хочу получить в результате.

Третий совет: если вы придумали интересный сюжет, но не знаете, как начать… Да и как продолжить, пока не представляете, попробуйте подумать над моими вопросами. Должно помочь!

Ну а дальше начинается реальная работа. Написание черновика – я предпочитаю называть именно так. Продуктивность, по крайней мере, у меня, зависит от многих факторов. Главным образом, конечно, от вдохновения. Ведь бывают такие моменты, когда уже большая половина текста написана, а вдохновение предательски меня покидает и слова дальше совершенно не связываются. В такой момент важно не забросить произведение. И почему я называю это работой? Потому что, если такое случается со мной, я стараюсь ежедневно думать над текстом. Я не пишу, но, думаю о том, как написать.

Совет четвёртый: я думаю, у каждого бывают… «приливы» и «отливы» вдохновения в процессе написания произведения. Так вот. Я советую оставить рукопись на пару дней. Что называется – отвлечься, и, занимаясь посторонними делами, иногда подумывать, как бы вы написали следующее предложение? Пусть на формулировку нескольких фраз у вас уйдет много времени, но дело потом пойдет быстрее.

После того, как черновик готов, стоит приступить к самому интересному: к редакции текста. Но стоит учесть, что нельзя редактировать сразу после того, как поставлена последняя точка. Вы просто не увидите даже явных ошибок, так как, долгое время занимаясь одним и тем же произведением, вы теряете остроту восприятия текста. Проще говоря, вы не сможете объективно его оценить.

Поэтому, еще одна рекомендация: после завершения работы над произведением, забудьте о нем на несколько дней и только потом начинайте редактировать. Это очень поможет вам увидеть ошибки и наиболее объективно оценить текст.

Ну а теперь приступим к редакции. Этот процесс, по-моему, можно сравнить с процедурой обработки дерева.

  1. Сначала совершают механическую обработку: это наиболее грубый вид работы. У срубленного дерева отрубают ветки и спиливают длину.

Нам же на этом этапе нужно исправить логические, фактические, и естественно, орфографические ошибки (я считаю, что это самые грубые недочеты в тексте), переписать некорректно построенные предложения и коряво выписанные образы. Главное – сделать текст лаконичным. Чуть не забыла! Если есть мысль внести какие-то существенные изменения в сюжет, стоит сделать это на данном этапе.

  1. Дальше дерево стругают, придавая ему гладкую поверхность.

Вот и нам предстоит поработать над отдельными словами, чтобы избавится от шероховатостей в тексте и сделать его приятно читаемым. Итак, обязательно нужно обращать внимание на тавтологию, штамповые (используемые всеми) фразы, банальные описания… а для того, чтобы сделать произведение оригинальнее, можно использовать словарь синонимов: в дальнейшем ваш лексикон заметно пополнится и писать неповторимые тексты станет проще. Также на этом этапе можно что-то где-то добавить, дописать детали или наоборот – убрать лишнее. В сюжете тоже можно сделать небольшие поправки, но, как правило, к этому времени сюжет уже утверждается.

  1. И наконец, последнее. Покрытие лаком.

Советую еще раз дать произведению немного «полежать», а через некоторое время снова прочесть его, чтобы свежим взглядом посмотреть: все ли устраивает? Я обычно читаю вслух, и, кстати сказать, всегда нахожу, что подправить. Конечно, не больше пары слов, но совершенство – в деталях.

И самое главное– это название. Часто бывает, что оно уже придумано в начале работы, а может даже, оно и послужило поводом для написания произведения. Но случается и так, что с названием проблема.  Для этого у меня тоже есть пара советов с примерами названий известных произведений.

Названием может стать:

  • Одно слово, или фраза, обобщающие ваш сюжет – «Воскресенье» Л. Толстой; Х. Линкольн «Как медвежонок солнце искал».
  • Имя героя – «Борис Годунов» А. Пушкина.
  • Место действия – «Белый Шанхай» Э. Барякина.
  • Соединение образов или действий союзом «и» - М. Булгаков «Мастер и Маргарита»; Ф. Достоевский «Преступление и наказание».

Итак, вот, собственно, я поделилась с вами большей частью того, что знаю сама. Хочу напомнить, что все эти советы, рекомендации… очень условны и относительны. Даже я не всегда их придерживаюсь. Но на самом деле, они очень полезны, особенно начинающим писателям. Удачи на творческом пути и больше вдохновения, дорогие литераторы!

Творческая мастерская от Анастасии Оликовой, учащейся 4 года обучения

Звучание "Музы"

Звучание "Музы"

Муза 1  Звучание

 

 

 

 

 

 

 

     Дорогие друзья, продолжается наше путешествие по дорогам вдохновения, и теперь мы не только пишем, творим, общаемся, участвуем в конкурсах, но и ЗВУЧИМ! 26 марта состоялась наша встреча с журналистом "Радио России из Пензы" Сергеем Юрьевичем Пономаревым. И  интервью. Думаю, что первый "блин" не вышел комом, и мы достойно представили себя. "Муза" зазвучала. В слове, песне, музыке....

    Давайте послушаем, что получилось... "Посмотрим" на себя со стороны... И продолжим стремиться к совершенству!

    ПО-ЛЕ-ТЕ-ЛИ!

http://radiodk.ru/dom-kultury/vstrecha-s-uchenikami-oblastnoj-ochno-zaochnoj-shkoly-lyubitelej-slovesnosti-muza-rukovoditel-alena-zhukova.html

Красноречивое слово

Наше слово будет звучать!

Это было в древней Греции. Речь была поднята на уровень искусства, и родилось мастерство истинного красноречия. «Золотой век красноречия» был возвещен в Элладе, и Перикл стал первым профессиональным оратором. Его надгробная речь была, пожалуй, первой большой речью, написанной и подготовленной для общественности, и установила «золотой стандарт» для всех речей будущего.

Современный мир помнит Демосфена, которого чтят как величайшего оратора Греции и, возможно, всех времен. Его способности оратора пробудили афинский народ от глубокой апатии, чтобы бороться с угрозой Филиппа Македонского. Тем не менее, практика обучения ораторскому искусству не ограничивалось элитой афинского общества.

Ораторское искусство считалось одним из самых высоких искусств, даже больше – оно считалось добродетелью. Это было неотъемлемой частью образования каждого человека, фундамент, на котором все другие академические занятия и дисциплины были построены. Мастерство ораторского искусства считалось неотъемлемой частью того, чтобы быть всесторонне развитым человеком.

    Действительно важно владеть не только письменной речью, но и устной. Выражать свои чувства, отношение, мировоззрения. Красиво. Грамотно. Художественно. Именно поэтому мы решили открыть новое объединение - отделение "Звучащее слово" областной очно-заочной школы любителей словесности "Муза". Приходите - ждем. Адрес тот же.

Глаголом жгите сердца людей!

Глаголом жгите сердца людей!

Это, как вы понимаете, пожелание на Новый год, мои родные!!! 

Да-да, представляете уже целый год прошел, а мы еще не стали великими писателями, известными поэтами... Это все впереди! Ведь если вы продолжите дарить окружающим свое творчество, не складывая его в ящик стола или в папочку на компьютере, все получится! И зажженные вашими чувствами, эмоциями, мыслями, словами люди начнут пылать вместе с вами, изменяя к лучшему окружающий мир!

Так что горите, творите, жгите... Идите вперед и никогда не отсанавливайтесь!!!

Окончание

Прощание со школой...

       Юных литераторов "Муза".

     Вот и подошел к концу еще один учебный год, а для кого-то и момент окончания нашей школы. Свидетельства уже ждут Вас. И я жду Вас в любой момент, чтобы поговорить, помочь, сотворить что-нибудь новенькое. Я надеюсь и верю, что время "музыцирования" для всех нас не прошло даром, и вы многому научились друг у друга: беречь слово, грамотно и красиво говорить, выражать мысли.

     Прощание со школой - не значит прощание с творчеством, со мной и вашими одношкольниками. Если родится новая мысль или захочется поделиться новыми идеями, ВСТРЕТИМСЯ - место встречи изменить нельзя))) Как насчет августа???

Алена Александровна Жукова

 

Вход на сайт

Забыли пароль?